Разнообразие и значение традиционного русского орнамента

Бытовой орнамент на изделиях славян

В бытовых сюжетах антропоморфный орнамент начал использоваться в 17-18 веках. Такие мотивы украшали подзоры и полотенца, иногда одежду и головные уборы. Какие же сюжеты были на них представлены:

  • Изображения быта разных социальных слоёв населения.
  • Придворный быт — празднество или бал-маскарад с подробным изображением персонажей (скрипачей, флейтистов, танцующих пар, гостей в масках), а также колясок и парусных судов, в которых прибыли гости. Подобные изображения были характерны для Петербурга.
  • Сюжеты, связанные с усадебным бытом, развивались на фоне парковых пейзажей и красивейших архитектурных сооружений.
  • Один из самых популярных сюжетов — свадьба. Такой орнамент украшали изображения двух фигур, мужской и женской, взяв­шихся за руки, а также свадебный кортеж с постройкой в центре, где молодые «брачуются». Такие изображения встречались на подзорах, предназначающихся для убранства постели молодоженов.
  • Бытовые сюжеты на полотенцах отличались разнообразием, однако центральной фигурой всегда был человек: барышня, солдат, дама с зонтиком и т. п. Излюбленным мотивом являлся хоровод или танец.

Орнамент с изображением людей не имеет столько тайных значений, как, например, геометрический. Но от этого он не становится менее интересным. Надеемся, вы в этом убедились.

Современные узоры

В настоящее время нас по-прежнему окружают орнаменты, хотя их сакральный смысл постепенно забылся. Мы больше восхищаемся внешними формами элементов, красивыми сочетаниями цветов. В моде этнические орнаменты — шотландская клетка, «гусиные лапки», «индийский огурец», дамаск и т. д. Рукодельницы вяжут свитера, варежки и шарфы, используя норвежские зимние узоры (снежинки, олени, звездочки).

Современные дизайнеры отводят орнаменту важную роль, так как он способен преобразить поверхность. В интерьере с его помощью можно зрительно уменьшить или увеличить помещение, создать ощущение устойчивости или воздушности, изогнутости либо закругленности.

Большинство из нас не осознает в полной мере, что такое узоры. А ведь они по-прежнему гармонизируют пространство вокруг, одновременно доставляя нам эстетическое удовольствие

Обратите внимание на рисунок обоев, декор постельного белья и посуды. Возможно, именно они делают наше жилье уютным и отгоняют прочь дурные мысли?

Виды трафаретов

Трафареты выручают при нанесении повторяющихся сложных мотивов, успешно заменяя ручной труд. Готовые наборы отличаются по сфере применения, и полезно разбираться в их многообразии, чтобы выбрать подходящий вариант. Распространены следующие виды шаблонов:

  • Простые. Наиболее бюджетные комплекты, с набором простых элементов для декора. Они подойдут, если вы хотите изобразить на стене что-то незамысловатое. Как правило, в наборе содержатся многоразовые шаблоны одного размера (например, А4 или А3).
  • Трафареты-обои. Помогают создать имитацию стеновых обоев, Узор совмещается сам с собой двумя способами: по повторам паттерна или по специальным меткам совмещения. Возможности разнообразны: от рисования цветов на стене до абстрактных узоров, затейливой вязи восточных (например, индийских) орнаментов, классических завитков и вензелей.


Трафарет с имитацией обоевИсточник plentymarkets.com


Оригинальное оформлениеИсточник pinimg.com

Круглые. Шаблон может быть выполнен в виде круга или орнамента, который вписывается в круг. Круглые элементы используются для оформления медальона, декора потолка (под люстру) или часового циферблата. Иногда шаблон является четвертью изображения. Если он многоразовый, то используется 4 раза, чтобы получить полный рисунок. Если он одноразовый, надо приобрести 4 штуки.


Круглый орнаментИсточник pinimg.com

Основные мотивы

Орнаменты могут состоять из самых разнообразных элементов. Выделяют:

  • Геометрические узоры, включающие в себя линии, точки, звезды, ромбики, круги, кресты и другие абстрактные фигуры. Такие рисунки являются самыми ранними. Их находят на предметах быта, созданных 17-12 тысяч лет назад.
  • Растительный орнамент, в котором чередуются цветы, плоды, листья и ветви.
  • Зооморфные изображения, где стилизуются реальные или мифические животные.
  • Антропоморфный орнамент, изображающий фигурки людей или отдельные части тела.
  • Предметные узоры, восходящие ко временам Древнего Рима. В таком орнаменте в качестве мотивов используется оружие, музыкальные инструменты, предметы быта.
  • Каллиграфический узор, когда на поверхность наносятся буквы и слова. Широко распространен такой орнамент в Японии, Китае.
  • Пейзажные рисунки. Небесные тела, явления природы также часто украшают японские и китайские текстильные изделия.

Популярные разновидности

Популярностью пользуются следующие стили трафаретов:

  • В стиле модерн, ар-деко и югендстиль: всевозможные бордюры и панно с изображением птиц, рыб и зверей, растительно-цветочные орнаменты. Всегда стильно выглядят белые узоры на стене темных оттенков.
  • Для оформления современных интерьеров выбирают абстрактные мотивы: комбинации фигур, оптические иллюзии, узоры в стилистике шеврон.
  • Для ценителей восточных и эклектичных стилей пригодятся варианты с арабской вязью на основе средневековых геометрических композиций.

В ретро-стилеИсточник prosto-remont.net

Среди конкретных изображений чаще выбирают следующие шаблоны:

  • Турецкий огурец, он же турецкий боб. Узор, родиной которого считается Индия или Персия, в европейской культуре закрепился под именем «пейсли». Традиционно используется в оформлении стен и придает комнате оттенок загадочности.
  • Дамаск. Расположенные симметрично плавные цветочно-растительные мотивы известны с раннего Средневековья и символизируют роскошь и безупречный вкус хозяев дома. Дамасский узор встречается в классических интерьерах (барокко, неоклассика, ампир), в том числе в английском стиле.

Главное – точность нанесенияИсточник j.etagi.com

  • Четырёхлистник. Симметричный паттерн, символизирующий клевер; относится к традиционной европейской символике. Состоит из четырёх перекрывающих друг друга окружностей и напоминает растение весьма отдалённо. Паттерн упорядочивает пространство, и в современных интерьерах его применяют дозировано. В элегантных классических и ретро-интерьерах его можно использовать по максимуму.
  • Шеврон. Модный принт, также известный под названием «ёлочка». Активно используется с середины прошлого века. Если интерьер выдержан в нейтральной цветовой палитре, шеврон может послужить для создания акцентной стены.

ШевронИсточник ледянойпоход.рф

Орнамент в одежде

Только в конце XIX в. узоры на одежде перестали играть большую роль. После войны люди стали перебираться в города, у них появилось много забот с нахождением работы, заботой о семье. Поэтому одежда стала нести только одно назначение – защищать тело человека от холода и посторонних взглядов. Конечно, когда мир наладился, дизайнеры и модельеры стали прививать людям желание красиво одеваться. Но в их творчестве орнаменты и узоры несли только декоративное значение.

Наши предки придавали большое значение вышивки и ткачеству. Кодируя с помощью орнамента различные слова и предложения, женщины пытались уберечь свою семью от воздействия злых духов, порчи и сглазов. Люди верили в символику и активно применяли ее в жизни.

Определение

Чтобы узнать, что такое узор, заглянем в словарь. В нем указано, что под этим словом подразумевается рисунок, в котором сочетаются линии, цвета, тени. Причем он не обязательно должен быть рукотворным. Яркий пример тому — зимние узоры на окне в морозный день.

Исторически слово происходит от таких лексем, как «зреть», «узреть». В древнерусском языке они означали не только «увидеть», но и «постигнуть суть». Отсюда идут выражения «зреть в корень», «зрелый человек». Узоры наши предки создавали для передачи важнейшей духовной информации. Этим объясняется их нанесение на скрытые части предметов: дно, оборотную сторону.

Через узоры рассказывали об устройстве мироздания, вечных ценностях. Часто они выполняли функцию оберега. Именно поэтому их вышивали по краям одежды, в области сердца и т. д. Нередко узоры раскрывали окружающим информацию о социальном положении своего владельца, его семье, тотемном животном

Когда же люди желали обратить внимание на графическую красоту рисунка, они использовали другое слово — «украс»

Архаический антропоморфный орнамент славян

Сюжеты архаического типа с антропо­морфными персонажами названы так потому, что они сохранили в себе представления далекого прошлого, которые воплотились в условной форме, без чёткого изображения.

Архаический антропоморфный орнамент славян был представлен в таких композициях:

Павы. Сюжеты с антропоморфными существами и павами часто встречались в вышивке в различных композициях. Подобный антропоморфный орнамент в полосе часто присутствовал на рушниках и полотенцах.

Змеи и лягушки. Змеевидные орнаменты часто переплетались с антропоморфной фигурой и нередко лебедями на сольвычегодских головных уборах.
На вышивке жителей Севера, в частности, Каргополья, присутствовали образы русалок. Они выглядели так, как представляли их местные крестьяне-рыбаки.

Птицы с лицом девы-Сирины — украшали дверцы шкафчиков, сундуки, прялки, головные уборы, полотенца. Героини древних сказаний плавно перекочевали из устного народного творчества. А наглядным образцом послужили лубочные картинки 17-18 веков.
В архаических сюжетах также встречаются изображения людей, похожих на идолов. Иногда их обрамляют птицы, розетки или ромбы, или же в композицию включаются другие антропоморфные существа.

Женская фигура со всадниками — распространённая композиция на русском севере. Такие изображения больше напоминают рисунок, чем орнамент. Женщина на нём часто держит коней, а всадники словно преклоняются перед силой божества

Голова и у женщины, и у всадников изображена в виде ромба, и распознать их можно только по одежде и волосам, которым уделялось особое внимание, они изображались в виде лучей.
В Тверской, Новгородской, Псковской, Петербургской, Олонец­кой губерниях частот встречаются мотивы вышивок с женщиной или деревом (причём они взаимозаменяемы).

Единичная женская фигура в колоколообразном одеянии с птицей в руках встречается в вышивках многих регионов — от Псковской до Архангельской губернии. Существуют и изображения с зеркальным отражением или из нескольких фигур.
Мужские фигуры в орнаменте — это чаще всего всадники, однако они не только служат обрамлением для центральной женской фигуры, но и могут быть представлены отдельно.
Кроме всадников встречаются и мужские фигуры без коней

Например, в рабо­тах из Олонецкой, Петербургской губерний есть изображения мужских фигур с веточками в руках и в головных уборах в виде конического колпака и низкой шапки.

Берегиня

Самый сильный оберег в украинской вышивке – вазон с цветами, птичками и Берегиня – волшебный цветок, отмечающийся материнской силой, отражающий сбережение всего рода людского. Украинцы чтят символ берегини, сочетающийся с родной мамой, ее ласковыми и нежными руками. Изображается Берегиня рода людского цветущим растением или женским силуэтом. Это знак исцеления, очищения, защиты. Вышивается красной нитью с добавлением черной. Оттенки красного означают солнце и очищающий огонь.

Интересна история вышивания творческим изображением и значением изумительных орнаментов и знаковых символов. Чернобривцы – целебные цветы, излечивающие душевное переживание и телесные болезни, олицетворяющие любовь к живой природе.

В славянской вышивке применяются узоры, символизирующие Солнце и Воду – силы, поддерживающие земную жизнь. Солнце и Вода – напутствующие символы, подобные восьмигранному цветку. Этот поразительный орнамент, соединяющий стихии, поддерживающие земную жизнь. Знаки воспринимаются солнечной и водной родительской энергетикой. Цветок из восьми углов либо розетка – это Солнце, а скрутившийся уж – Вода.

Искусство украшать жизнь, или Что такое узор

Человеку свойственно ценить прекрасное, и он всегда стремился привносить его в свою жизнь. Для этого на простые повседневные предметы наносились повторяющиеся точки и линии, а затем и более сложные узоры и орнаменты. С древних времен и до наших дней прошло множество столетий, но и сегодня рисунки с повторяющимся ритмом окружают нас и украшают наш дом и одежду. Что такое узор и орнамент, чем они похожи и какие между ними различия? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Узор — что это такое?

Сразу следует отметить, что слово «узор» появилось в русском языке значительно раньше заимствованного из латыни «орнамента». И, стремясь подчеркнуть декоративную функцию, узор называли «украсом». Итак, что такое узор?

Это рисунок, в котором краски, линии и тени, переплетаясь, создают изображение. Создать его может не только человек: природа ежедневно демонстрирует свои возможности, достаточно вспомнить потрясающие морозные узоры на окнах.

Таким образом, ответить на вопрос о том, что такое узор, можно так: это рисунок, части которого могут располагаться произвольно. Как только элементы узора упорядочиваются и систематизируются, появляется орнамент.

Орнамент

Понятие «орнамент», в оригинале обозначавшее украшение, попав в русский язык, приобрело несколько иное значение. Сегодня под орнаментом понимается узор, выстроенный из ритмично чередующихся в определенном порядке повторяющихся мотивов или элементов. Используются орнаменты и узоры для украшения разнообразных предметов и одежды, внутреннего и внешнего декорирования различных построек и даже человеческого тела в виде татуировок.

А зачем они нужны?

На протяжении веков человечество создавало и использовало узоры и орнаменты не только с целью украсить свою обыденную жизнь. Во многих культурах народов мира считается, что особые декоративные изображения, нанесенные на одежду или дом, способны защитить человека от различных негативных воздействий и привлечь к нему удачу. В прежние времена по тому, какие рисунки, узоры или орнамент украшали одежду человека, можно было получить информацию о его семейном положении, социальном статусе и профессии. В современном европейском мире они не наполнены столь глубоким информационным содержанием, и зачастую мы просто не знаем о том, что такое узор или орнамент, какую смысловую нагрузку они несут. В некоторых восточных странах, например, Индии или Таиланде, орнаменты в сочетании с цветом одежды несут большой объем информации о человеке, его социальном статусе и семье, а узоры, например, в искусстве мехенди, способны изменить судьбу человека.

Классификация по мотивам

Все орнаменты, созданные человечеством на протяжении веков, можно разделить на отдельные группы, по основному, используемому в них, мотиву:

  1. Геометрические, составленные из абстрактных форм, таких как точки и различные виды линий и геометрических фигур различной сложности.
  2. Растительные, в которых используются стилизованные изображения листьев, цветов и плодов в различных комбинациях.
  3. Анималистические или зооморфные, в которых изображают стилизованных или вовсе фантастических птиц и зверей.
  4. Антропоморфные, используют изображения фигур или части тел людей обоих полов.

Все эти виды могут комбинироваться между собой в различных сочетаниях, например, геометрических форм и растительных мотивов, как в арабесках.

Классификация по форме построения

Выделяют следующие виды орнамента:

  • Ленточный, создаваемый повторением одного или нескольких элементов в полосе.
  • Непрерывный (сетчатый) выстраивается для плоскостей, которые в теории не имеют ограничений, например, для тканей. Повторение его элементов возможно бесконечно.
  • Центрический или композиционно замкнутый, используется для декорирования различных предметов, располагая повторяющиеся элементы вокруг объединяющего их общего центра.

Орнаменты и узоры имеют многовековую историю, но и по сей день они активно используются для украшения одежды, человеческого жилища и окружающей его предметной среды.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Витражные готические орнаменты

Витражи – ещё один важнейший элемент украшения готического здания. В первые столетия развития стиля витражи были основным видом внутреннего декора и художественного наполнения интерьера. Большая часть витражей имели сюжеты, но вписаны эти сюжеты были стеклянные полотна с орнаментами; использовался растительный орнамент или геометрический.

Читайте статью: Готические витражи, их виды и технология изготовления

Орнаментальный витраж, Шартрский собор

Также существовали и чисто орнаментальные витражи без сюжета. Таким образом застеклялись окна, для которых ещё не были разработаны полноценные витражные композиции. Иногда, такие окна становились частью интерьера и не менялись.

Часовня Девы Марии в Уэльском соборе, 14 в.

Деталь окна в Уэльсе, многие витражи были разбиты в годы реформы церкви и собраны в обычную мозаику

Абстрактные готические витражи. Во многих старинных соборах вы можете увидеть окна с орнаментами в стиле абстракционизма. Многие задаются вопросом, как в средневековых постройках оказались изображения, характерные для 20 века. Всё очень просто, многие витражи, со временем разрушались в результате войн, стихийных бедствий или погромов. Не имея никаких возможностей восстановить стеклянное полотно в первозданном виде, мастера просто собирали цветные стёкла в случайном порядке, стараясь сохранить лишь общую цветовую композицию. Конечно, никакого кубизма или абстракционизма в этих старинных конструкциях нет.

Версии происхождения

Туловище божества со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо него имеются и изображения ликов. Они тоже представляют собой нечто вроде антропоморфного орнамента: семь фигур расположены по всей длине передней части туловища.

Нанесение орнамента всегда что-то символизирует, потому учёные принялись разгадывать значение геометрического и антропоморфного орнамента на теле идола.

По одной из версий, на нем изображен не антропоморфный орнамент — это лунный календарь. Семь ликов — семь дней фазы луны, которые легли в основу древнешумерского календаря. А божество и есть олицетворение луны.

По другой версии, Шигирский идол — это богиня смерти Мара. Слово «Мара» было найдено сразу в нескольких местах божества, а на левой щеке читалась надпись «бог загробного народа».

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.

Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

Самые знаковые символы и орнаменты казахов

В казахской традиционной культуре, по словам ее авторитетного знатока Узбекали Джанибековича Джанибекова, родоначальником орнаментального искусства принято считать широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент зооморфного мотива. Самый распространённый его элемент это – қошқар мүйіз – бараньи рога, символизирующий кут* – жизненную силу,  благодать, достаток и благополучие. Далее идут его производные и модификацииқос мүйіз – парные рога, сыңар мүйіз – один рог. Или же такие мотивы, как қарға тұяқ – воронья лапка, аша тұяқ – раздвоенное копыто, құсмұрын – птичий клюв, құсқанат – птичье крыло, уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах яркого искусства «звериного» стиля».

То есть, по сути, из одного спиралеобразного элемента муйз-завитка возникал целый космос орнаментов в самых разных его вариациях – это просто фантастика!

Жержастык (палас) 46х90. Орнамент «Кошкар Муйиз» нанесен шнуровыми нитями по войлочной основе. ГМИК

«Самые древние изображения бараньих рогов сохранилось на керамике андроновской (II тыс до н.э.) и бегазы-дандыбаевской (I тыс. до н.э.) культур скифо-сакского времени VII-III в.в. до н.э.) племенных союзов (Вишневская О.А., Итира М.И. Ранние саки Приаралья. «Проблемы скифской археологии» М.1071, с.104). К.А. Акишев, описывая комплекс Бугулы II, констатирует: «Один из найденных горшков по всему тулову был орнаментирован роговидным штампом, напоминающим элементы казахского «рогового орнамента» «кошкар мюиз». Археологические находки на территории Казахстана, Южной Сибири, Приуралья, говорят о сходности элементов культуры, в том числе и орнамента у древних племен, населявших эти районы во II и I тысячелетиях до н.э.” «Таким образом, ― как заключает С.П.Толстов и М.И.Итина, ― единый облик культуры, населявших степи Казахстана (включая Восточное Приаралье), Алтай и Южное Приуралье  может быть  связан со сходной для всех них основой― андроновской культурой» (С.П.Толстов, М.И.Итина. Саки низовьев Сырдарьи.)» (3)

Но не все наши археологи придерживаются этой точки зрения, которая прибавляет «заказной» древности казахской культуре, сложившейся как единая нация гораздо позднее.

*Кут  — душа-«двойник» человека по представлениям тюркских народов, «жизненный эмбрион», даруемый свыше Богом, сгусток энергии, некое семя жизни, счастье, благодать, харизма. (Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии).

Общая характеристика орнамента

Так же, как орнаменты эпохи Меровингов и Каролингов, романская орнаменталистика была обращена лицом к своему римскому прошлому. Грань между этими стилями тонка и не всегда заметна, порой разделение чисто временное, условное. Римский орнамент, как и романский, в конечном итоге был призвал продемонстрировать величие, но если в Риме это было реализовано на строго выверенном математическом просчёте, то в Романском орнаменте это почти напрочь отсутствует.

 Аббатство Сент-Фуа

Романский орнамент родился и сформировался на платформе духовности, религиозной Христианской идеи, но при этом вобрав в себя традиции византийской, греческой и кельтской орнаментики. В романском орнаменте присутствуют мотивы зооморфного орнамента, элементы плетёнки. Хотя мотивы кельтского орнамента в романском стиле потеряли свою знаменитую асимметричность, приобрели другие очертания, но кельтская пластика живёт в романском декоре.

В Европе того времени присутствовало множество того, что оставили за собой римляне: это были не только дороги и акведуки, но и крепостные стены, величественные храмы и башни. На базе всего того, что было когда-то составной частью Римской империи, и возник новый стиль. Зодчество Рима тоже было мощным, но оно опиралось на идею красоты и гармонии, которую они почерпнули у греков. Орнамент нового романского архитектурного стиля утерял свой нарядный и праздничный вид, который так ярко проявлялся в античном греческом декоре и в византийском орнаменте. Все детали восточных орнаментов в романском стиле стали более грубыми, а композиция утеряла свою былую стройность.

 Портал собора в Линкольне, Англия.

Орнамент романского стиля имеет особенную структуру, являясь своеобразным посредником между духовным и чувственным миром, и именно он явился символом средневековья, порталом в самый яркий средневековый стиль – Готику. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector