Гжельская роспись
Содержание:
- Делаем декоративные тарелки своими руками: техники украшения
- Необычный способ скрытого резерва
- Хохлома
- Секреты мастерства
- Техника росписи посуды на дому с помощью маркера (ручки)
- Особенности дизайна
- Роспись по трафарету
- О чем говорит роспись — анализ личности
- Ход работы
- Советы по работе с акрилом по керамике
- Северодвинская
- Мастер-класс росписи подноса
- В чем особенности росписи картинки?
- Основные техники росписи посуды
Делаем декоративные тарелки своими руками: техники украшения
Декоративные тарелки создаются при помощи самых разнообразных техник и с использованием различных материалов. Это может быть украшение в технике декупажа и квиллинга, украшение лентами, разные виды росписи – витражная, точечная, мраморная и другие. За основу можно взять как обычную керамическую тарелку или тарелку из глины, так и вырезать подходящий по диаметру круг из фанеры и работать на нем.
Оформление тарелки в технике декупаж.
Для работы потребуется основа круглой формы, тазик с водой, клей, кисточка, ножницы и акриловый лак, а также подходящее изображение – открытка или распечатанный рисунок.
Наносим 5-7 слоев акрилового лака на изображение, давая как следует подсохнуть каждому предыдущему слою. Когда весь лак высох помещаем изображение в тазик с водой на 10-15 минут, затем вынимаем и отделяем бумагу от слоя лака. Вырезаем нужный фрагмент рисунка, помещаем на тарелку и фиксируем на ней также с помощью лака. Закрепить тарелку можно на стене с помощью веревки или крышки с колечком от консервной банки, закрепленной клеем сильной фиксации, а также установить на стол с помощью специальной подставки. Получилось прекрасное украшение с минимумом затрат.
Роспись декоративной тарелки.
Если вы умеете или просто любите рисовать, то обязательно стоит попробовать расписать тарелку. Для этого существует несколько способов: роспись по трафаретам, точечная, витражная, художественная роспись и другие. Каждый художник сможет выбрать для себя способ по вкусу и по силам.
Для рисования используются акриловые краски, самосохнущие и требующие запекания, специальные маркеры по стеклу и керамике. Если опыты в рисовании у вас достаточно или душа требует импровизации можно создавать узор прямо на ходу или воспользоваться техникой художественной росписи, когда тарелка становится холстом и на ней создаются целые картины. Начинающему художнику легко будет работать с помощью трафаретов или используя технику точечной росписи.
Точечная роспись.
Точечная роспись – это техника рисования и создания контуров с помощью нанесения точек, за счет них создается эффектное объемное изображение. Тарелки, украшенные таким способом, выглядят словно расшитые бусинами или бисером. Для работы понадобятся акриловые краски, рисовать ими можно прямо из тюбика или, если это способ покажется сложным, использовать маленькую кисточку или зубочистку. Предварительно потренируйтесь ставить точки разных размеров и сохранять одинаковое расстояние между ними.
Перед работой обезжириваем поверхность. Для новичка лучшим вариантом будет использование стеклянной прозрачной тарелки, с обратной стороны которой можно приклеить шаблон узора. Также можно перевести рисунок на тарелку с помощью кальки. Начинаем работу с отрисовки больших общих контуров, далее переходим к мелким деталям.
Оставляем тарелку как следует просохнуть в течение суток, ускорить этот процесс можно с помощью фена или путем запекания тарелки в духовке в течении получаса при температуре около 160 градусов. После полного высыхания закрепите рисунок лаком.
Декоративная тарелка в смешанной технике.
При создании декоративной тарелки конечный результат зависит только от мастера, который может использовать не только различные техники, но и их сочетания. Например, для создания тарелки как на фото ниже, мы будем использовать технику декупажа вместе с точечной росписью.
Итак, подготавливаем основу, обезжириваем ее. Далее работаем в технике декупажа. Выбираем подходящее изображение, обрабатываем его лаком и даем просохнуть. Замачиваем в воде, отделяем рисунок, вырезаем и закрепляем его на тарелке, не забыв оставить свободной кромку для росписи. После высыхания лака расписываем кромку тарелки, а также добавляем объема рисунку с помощью техники точечной росписи и покрываем финишным слоем лака. Не забываем, как следует просушивать все слои работы. В итоге получилась замечательная декоративная тарелка в стиле прованс, которая с легкость украсит подходящий интерьер или станет очень оригинальным подарком.
Конечно же существует множество техник украшения тарелок, например, более сложная в исполнении роспись витражными красками или мраморная техника. Однако не стоит сразу стремиться к сложным работам, как мы видим даже самые простые приемы дают в итоге потрясающий результат, если приложить немного усилий и добавить вдохновения. Не бойтесь пробовать, ошибаться, искать подходящие способы и создание декоративных тарелок подарит вам множество приятных эмоций.
Необычный способ скрытого резерва
Этот вариант использования акриловых красок позволяет творить даже тем, кто с рисование на «вы». Например, хочется нарисовать несколько цветков. Порядок действий:
- ткань для рисования натягивается на раму;
- в зависимости от выбранного типа цветков делается несколько пятен светлого тона;
- пятна просушиваются феном;
- резервирующим бесцветным составом рисуется серединка цветка в виде звёздочки вокруг пятна и высушивается феном;
- более тёмным тоном за границей резерва наносится кистью краска и высушивается, снова обводится бесцветный контур.
Можно не ограничиваься ручной росписью акрилом на одежде. Это может быть роспись по ткани декоративной подушки, сумки или покрывала на диван или скатерти. Главное приложить немного усилий и не ограничивать фантазию.
Хохлома
Старинный народный промысел, получивший развитие в селах Нижегородской губернии в 17-м веке. Центром стала деревня Хохлома, в которую съехались старообрядцы, гонимые за веру. Среди переселенцев было немало художников-иконописцев, которые принесли с собой тонкое мастерство живописи, каллиграфическое письмо и множество образцов растительного орнамента.
Местные жители, проживающие в Хохломе и близлежащих селах, владели техникой токарной обработки древесины, а рисовать не умели. Вот и получилось, что деревянную посуду, выточенную на месте, расписывали пришлые художники. Так появилось искусство хохломской росписи, которое превратилось в один из самых известных художественных промыслов России.
Резчики по дереву не только вытачивали блюда и тарелки, они вскоре научились вырезать ложки и ковши, классические «братины». Обычно ковш делался в форме лебедя, а по бокам навешивалась дюжина черпаков. Материалом служила липовая древесина, которая по своей природе не имеет волокон и легко режется во всех направлениях.
Хохломская роспись состоит из четырех основных цветов: черного, золотистого, красного и зеленого. Черный и золотой используются в качестве фона, а красный и зеленый, вместе с их оттенками, составляют непосредственно рисунок. Темой для рисунка в стиле хохлома чаще всего служат ягоды рябины, земляники, различные цветы и травяные растения. Иногда художник использует изображения птиц, рыб и мелких животных.
Секреты мастерства
Наблюдая за долгим и кропотливым процессом, можно заметить, как мастера и по сей день соблюдают старинную технику выполнения.
- Замалевок. Основа будущего узора. На подготовленную плоскость разведенной краской делают наброски будущего рисунка.
- Танежка. Наносятся цветные тени полупрозрачными красками. Создается видимый объем цветов и возникают теневые участки растений.
- Прокладка цветом. Это самый ответственный этап жостовской послойной росписи. Формируется внешний облик букета, осветляется или затемняется вся композиция, определяются важные мелкие детали.
- Бликовка. Благодаря этому действию появляются объем и свет, хорошо передается совокупность особенностей и настроение.
- Чертежка. Финальная часть работы над изображением. Художник вручную наносит маленькие, но значительные детали.
- Привязка. Букет как бы распространяется под фон изделия. Тонкие стебельки и усики, вырисовываются волшебным образом в единое целое и объединяются с фоном.
- Уборка краев подноса. Борт подноса украшают всевозможными узорами. Без этого работа будет казаться незаконченной.
- Зеркальный блеск. При помощи мелового порошка ладонями затирают поднос до блеска, потом натирают парафином, от этого изделие блестит еще больше.
Жостовские подносы существуют много лет, но среди них нет ни одного, похожего на другой.
Техника росписи посуды на дому с помощью маркера (ручки)
- Перед началом росписи следует обезжирить поверхность чашки или тарелки, это легко сделать с помощью спирта. Во время росписи следует держать предмет так, чтобы не хватать его пальцами (даже на чистых руках есть кожное сало).
- Если сделана ошибка – все можно поправить. Ручка или фломастер легко стираются салфеткой с водой.
Детское творчество
- Начинающим можно посоветовать предварительно наносить рисунок простым карандашом. При запекании графит просто сгорит, а если останется – его всегда можно смыть обычной водой.
- После того, как роспись будет сделана, следует оставить предмет на 24 часа для сушки в естественных условиях. Ускорить процесс можно с помощью фена, а профессиональные художники высушивают в специальных сушильных шкафах, где создается теплая сухая температура.
- Затем следует поместить расписанную посуду в холодную духовку и нагревать духовку до 150 градусов. Как только духовка нагрелась – выпекать в течение 35 минут.
- Кружка или тарелка должна остаться остывать в духовке. Её можно достать, когда духовка окончательно остынет.
Особенности дизайна
Роспись стен в интерьере различается как по виду, так и по материалам. Но кое-что у таких стен есть общее:
Рисунок на стене под заказ — удовольствие не из дешевых, однако он останется в квартире надолго — поэтому выбирать изображение нужно крайне осторожно.
С помощью визуальных обманок можно визуально изменить геометрию комнаты — сделать ее выше, шире или просторнее.
Ценность художественной росписи стен в ее уникальности, поэтому перебарщивать с количеством интерьерных картин и их размерами не стоит. Дизайнеры рекомендуют украсить максимум одну сторону или ее часть.
Оформление стены должно быть уместным — герои мультфильмов и сказок в детской, натюрморты на кухне, пейзажи в гостиной.
Роспись по трафарету
Использование для настенной живописи готовых трафаретов является простым и доступным способом оформления интерьера.
Трафареты для росписи стен можно изготовить самостоятельно или скопировать по шаблонам.
Недостатками трафаретной росписи принято считать возможность применения ее для нанесения несложных узоров или отдельных схематичных элементов.
К несомненным преимуществам относится простота росписи и ее доступность. Применить можно готовый вариант, приобретенный в магазине, шаблон из интернета или разработать свое изображение.
Трафарет может быть как однослойным, так и состоять из нескольких элементов разного цвета для создания сложного орнамента.
Инструкции для правильной росписи стен позволяют справиться с нанесением узоров для декора интерьера всем желающим.
О чем говорит роспись — анализ личности
По подписи составляют характеристику типа личности человека.
Какие бывают разновидности анализа по подписи, методики, принципы, изучают графологи. Их знания применяются у криминалистов, в судебной практике, психологии, психиатрии и так далее.
Показатели оценки подписи
Размер:
- компактная — характеризует всестороннее мышление личности;
- размашистая — конкретное мышление человека.
Длина:
- короткая — неприятие однообразной работы;
- длинная — усидчивость, занудство.
Нажим:
- сильный — характеризует уверенность;
- слабый — скрытность;
- чрезмерный — агрессивность человека;
Разборчивость:
чем понятнее подпись, тем человек более открыт для окружающих.
Сложность:
- сложная — человек привык усложнять ситуации;
- простая — личность живет, не замечая проблем вокруг себя;
- оригинальная — показывает творческий потенциал;
Почерк человека много говорит о нем: характере, способностях, стремлениях. Человек выступает в роли художника, при этом одним близки точные и четкие линии, а другие отдают предпочтение сложным изгибам и завиткам.
Выбирать подпись важно не спеша, изучив шаблоны всевозможных вариантов. Далее попробовать ручкой на черновике повторить понравившийся вариант
Родители помогают детям подобрать росчерк, их образец зачастую становится примером для ребенка. В мире множество похожих росписей, но при этом каждая из них уникальна.
Ход работы
Существуют различные техники выполнения росписи по керамике. Это может быть простая точечная роспись с использованием шаблонов или сложные художественные рисунки, сделанные от руки. Все зависит от пожеланий и фантазии автора. Расписывать можно керамическую или глиняную посуду, покрытую глянцевой или матовой глазурью – блюда, кружки, чайники, горшочки и т.д. Рассмотрим, как можно сделать роспись на примере чашки и тарелочки.
Роспись начинается с подбора подходящего рисунка в качестве шаблона. Чтобы определиться с трафаретом, необходимо выбрать стиль будущей поделки. Это может быть строгий геометрический узор, абстракция, этнический орнамент, сюжет. Для вдохновения стоит посмотреть несколько фотографий расписной посуды.
Кружка, как правило, небольшого размера и имеет округлые формы, что надо учитывать при выборе рисунка. На чашечке можно изображать фрукты, животных, сюжеты, а также округлые узоры и орнаменты в виде каймы.
Трафареты и шаблоны рисунков для кружки могут быть такие:
Тарелка дает больше полета для творчества, так как она довольно большого размера и плоской формы. На тарелке, как и на листе бумаги, можно изобразить все, что угодно. Это могут быть как орнаменты, так и целые сюжеты, выполненные мастером от руки. Особенность росписи в том, что изображение и узоры необходимо вписать в круг.
Статья по теме: Вуалетка своими руками пошагово на ободке: мастер-класс с фото и видео
Вот несколько примеров шаблонов для тарелки:
Не стоит забывать и про народное мастерство – гжель, которая очень хорошо смотрится на керамических тарелочках. Чтобы сделать такую роспись, достаточно перевести через копирку понравившийся узор (наметить линии) или перерисовать его от руки.
Прежде чем приступать к росписи керамической поверхности, рекомендуется потренироваться делать гжельские узоры на бумаге гуашью. Синей и белой краской с помощью кисти делаются широкие мазки, чтобы получились лепестки цветов.
Гжельские узоры на тарелке могут быть такими:
Итак, художественная роспись по керамике выполняется следующим образом:
- Обезжирить поверхность с помощью ватного диска, смоченного в спирте или средстве для снятия лака;
- Закрепить на керамическом изделии трафарет при помощи скотча или перенести контурный рисунок на поверхность через копирку (также можно нарисовать от руки);
- Начать раскрашивать кистью и красками фон и крупные детали перенесенного рисунка, придерживаясь намеченных контуров;
- Прорисовать мелкие детали с помощью тонкой кисти, контура или маркера;
- Оставить поделку высыхать (примерно на 24 часа);
- Покрыть при желании защитным акриловым лаком.
Сделать своими руками красивую и при этом полезную, функциональную вещь всегда приятно. Освоив роспись по керамике можно создавать уникальные и оригинальные столовые наборы, чайные сервизы, удивлять и радовать близких и родных людей.
Советы по работе с акрилом по керамике
Акрил имеет некоторые специфические особенности, поэтому при использовании красок необходимо придерживаться рекомендаций:
- Разукрашенные тарелки носят декоративный характер. Они не предназначены под пищевые продукты. Чтобы безопасно и спокойно принимать еду, не волнуясь за собственное здоровье и сохранность росписи, приобретают специальные запекаемые краски. Изделия, окрашенные особым составом, обжигают в печах при 800°С.
- Работают с краской только в хорошо проветриваемом помещении. Рабочее место должно быть освещено, световые лучи направлены с левой стороны, инструменты расположены справа для хорошей видимости цветов на палитре.
- Красящий состав в основе содержит воду, быстро высыхает. Для придания прозрачности можно добавить разбавитель для акрила по керамике и стеклу. При разбавлении водой стойкость к мытью падает.
- При использовании маркеров по завершении творческого процесса и во время рабочих перерывов их закрывают крышками, чтобы не засорился наконечник. Хранят красящие ручки в горизонтальном положении.
- Плотность акрила – средняя, краска не должна растекаться и быть слишком густой. Протестировать ее можно следующим способом:
- окуните художественную кисть в емкость с красящим средством: если с кончика кисти вещество стекает, смесь слишком жидкая; чересчур густой материал плохо ложится на поверхность;
- краска в тюбиках выходит легко, но размывается – жидкая консистенция; трудно выдавливается из тюбика – слишком густая.
- Если нанесенный состав еще не высох, рисунок можно исправить. Его смывают водой или удаляют неправильно окрашенный участок мягкой тканью.
- Для лучшей защиты росписи и закрепления краски керамику покрывают защитным слоем акрилового лака. Существует и другой метод:
- просушивают роспись на протяжении 3 суток;
- прогревают полчаса в духовке при температуре 100°С.
- Чтобы посуда не треснула при нагреве, ее ставят в холодную духовку и затем разогревают. После обжига горячее изделие не вынимают, ожидают, пока оно остынет в духовке.
- Акрил имеет полупрозрачный тон, поэтому его лучше наносить на белые и светлые поверхности. Для уменьшения прозрачности в состав добавляют белила.
- Если планируется роспись с широким спектром цветов, начинают рисование с самого светлого оттенка.
- Промежуточное высушивание слоев составляет не менее 12 часов.
Северодвинская
Северодвинскую роспись часто называют просто северной. Это одно из крупнейших направлений промысла в целом. В нем гармонично уживаются архаичное крестьянское и языческое. Нашлись здесь и мотивы Северной Европы, тонко вплетенные в русский стиль. Роспись графичная, ажурная, яркая.
Борецкая роспись
Что нужно знать об этом направлении:
- сама роспись ассоциируются с северным летом – коротким, теплым, очевидно очень долгожданным;
- в основном ею декорировались прялки;
- вдохновителями промысла стали переписчики книг, старообрядцы;
- северодвинскую роспись принято разделять на 3 большие группы – Борецкую, Пермогорскую, Ракульскую.
Почему в северном промысле нет этой сдержанности, прохлады, скромности в выборе красок? Сработал принцип компенсации: людям хотелось тепла и ярких красок, которые напоминают о живительном солнечном свете. Чтобы учиться этой росписи по дереву, краски для занятий подойдут гуашевые или акриловые. Наработкам на бумаге, прорисовке главных образов можно учиться и с помощью хорошей акварели. Ну а далее можно заняться, к примеру, росписью деревянных яиц.
Мастер-класс росписи подноса
Любой мастер-класс, отвечающий на вопрос, как рисовать поэтапно жостовскую роспись, показывает многослойность выполняемой работы. От одного этапа мастер плавно переходит к другому, и алгоритм этих переходов позволяет создать изображение, которое будто светится изнутри.
Жостовская роспись – как рисовать поднос поэтапно:
Замалевка. Так называется первый слой будущего изображения. Обычно художник приступает к нему в конце рабочего дня. Разбеленной краской мастер раскидывает по цветной поверхности пятна цветов, бутонов и листьев. Из этих пятен постепенно намечается композиционное решение. Каждое пятно должно быть на своем месте – вписываться в форму подноса и, конечно, роднится с замыслом автора.
Тенежка. На этом этапе начинается работа с прозрачной лессировочной краской. Она нужна для прорисовки темных частей листьев и цветов. Изображение обретает точность и глубину.
Прокладка. Далее мастер берет уже плотную и непрозрачную краску, которой он выделяет светлые места. На этом этапе местами начинают появляться детали, формы цветов, бутонов, листочков и лепестков. Во время такой прорисовки начинаешь понимать, почему букет создаст впечатление светящегося изнутри изображения.
Бликовка. Она наиболее полно показывает почерк мастера. У одного художника она будет широкой и мягкой, у другого – мелкой и дробной. Бликовку можно сравнить с музыкальным ритмом. У кого-то в букете ощутим медленный, неспешный распев, где-то же заметной становится зажигательная пляска. Музыкальность подносов – это отличительная черта росписи.
Чертежка. На данном этапе художник прочерчивает светлые контуры цветочных краев, бутонов, листьев, лепестков. Например, есть у мастеров такое понятие «сделать семенца» — то есть прописать тычинки и пестики.
Привязка. Так называют легкую, плетущую особый ажур травку, заполняющую пустоты между компонентами росписи. Она является связующим звеном всю композицию. И это тоже авторская интерпретация рисования: кто-то делает привязку обильной, тщательно прорабатывает этот этап, даже делает на нем акцент
Другой же мастер не любит приковывать внимание к привязке, оставляет ее минимальной. Есть художники, которые следят за яркостью привязки, а есть те, кто вписывает ее в фон, делает очень деликатной.
На этом этапе роспись завершается. Художник отдает работу орнаменталисту, который поставит финальную точку в оформлении подноса. Если не включать в работу хотя бы один этап, традиционность жостовского изображения будет нарушена.
О том, где появился жестовский поднос и как развивался промысел, читайте в нашей статье: «История возникновения жостовской росписи и легендарного жостовского подноса».
В детских работах некоторые этапы могут исключаться или имитироваться, процесс заметно упрощается. Но если вы хотите всерьез научиться жостовской росписи, рисовать эти светящиеся розы и ажурные стебельки, великолепные букеты, по-своему мелодичные и даже музыкально выразительные, придется оттренировать каждый этап.
Точных мазков и художественного наслаждения!
В чем особенности росписи картинки?
Мастера, которые расписывают подносы и другую утварь в стиле «жостово», учатся этому искусству с маленьких лет. Лишь к совершеннолетию они постигают все секреты росписи, передаваемые от старшего поколения к младшему. Расписывание происходит исключительно вручную с помощью различных по размеру кистей из беличьей шерсти. Рисуют масляными красками, которые разводятся льняным маслом.Для этой росписи характерна особенность, процесс формирования рисунка происходит в несколько слоёв, которые в определённой последовательности наносит мастер.
Манера написания картинки включает в себя предварительное окрашивание фона чёрным цветом, на котором изображают яркие цветы и другие узоры в разных композициях. Такой оттеночный контраст притягивает взгляд к рисунку и создает хорошее настроение.
Традиционно при украшении подноса художник использует устоявшиеся композиции — «Собранный в пучок букет», «Букет враскидку». Также он может собрать цветы в виде венка, расположенного в центре предмета. Или изобразить веточку, выглядывающую из угла. Обязательным является подпись автора для документирования уникальности изделия. В результате мастерски выполненная жостовская роспись делает поднос шедевром русской расписной культуры!
Основные техники росписи посуды
Техник, которые используются в расписном творчестве, много. Но в топе 4 базовых – знаменитая точечная, роспись по шаблонам и трафаретами, роспись кистями и маркерами. Каждое направление может подразделяться на более узкие. Встречаются и комбинированные техники.
Точечная роспись
Если вы решили заняться росписью тарелок, своими руками можете сделать целое панно из красиво оформленной посуды, которое украсит одну из стен дома. И начинать можно с освоения точечной техники (или point-to-point). Точечная россыпь образует орнамент, который напоминает украшение предмета бусинами или стразами.
Предлагаем вам посмотреть видео, где представлен набор для точечной росписи и мастер класс по росписи тарелки.
Почему начать можно с этой техники? Она не требует особой художественной подготовки. Даже если краски в руки вы в последний раз брали в школе, вряд ли первая проба будет неудачной. Главное в этом деле – терпение, усидчивость, концентрация.
А еще важно соблюдать три базовых условия:
-
- 1. Между точками следует выдерживать равное расстояние – чем меньше, тем техничнее и совершеннее работа.
-
- 2. Размер точек коррелирует с размерами деталей композиции.
-
- 3. Основа успеха – грамотная консистенция краски и твердая рука художника.
Посуда эта вряд ли будет использоваться, но в качестве интерьерного декора она идеальна. Точечная техника предполагает стандартные этапы работы: нанесение на тарелку тонкого слоя праймера, непосредственно роспись (акриловыми красками), покрытие лаковым слоем.
Роспись тарелок по трафаретам и шаблонам
И это тоже оптимальная роспись тарелок акриловыми красками для начинающих. Сначала вы распечатываете трафарет (или покупаете), канцелярским ножиком проделываете в нем отверстия. И это, не удивляйтесь, самая трудная часть работы. Далее вам следует обезжирить поверхность посуды, зафиксировать шаблон скотчем к ее дну.
Художественная роспись вручную кистями
Эта техника не так проста, но и результат немало впечатляет. Для работы требуются художественные кисти разноразмерные, акриловый «десант» (краски по стеклу и керамике), можно использовать и витражные запекаемые краски.
Сначала мастер делает подмалевок – рисует на тарелке крупные места композиции. Затем добавляет объем и глубину правильной расстановкой светлых и темных красок, после чего занимается прорисовкой деталей. Начинающим художникам проще стартовать с росписи матовой глазури, на нее краска ложится более ровно. Глянцевая керамика и стекло требуют навыка, проверяют художника «на прочность».
Роспись маркерами по керамике
Роспись декоративной посуды своими руками может предполагать и использование таких самодостаточных художественных инструментов как маркеры. Чем качественнее выбранные фломастеры и маркеры, тем точнее будет изображение.
- перед рисованием поверхность требует обезжиривания;
- линии и контуры прорисовывать нужно мелкими и частыми штришками – так меньше риска ошибиться;
- рисунок развивается по принципу «от общего к частному».
Техника также допускает возможность использования шаблонов и трафаретов. Большая часть художественных маркеров сохнет за сутки, не нуждается в обжиге, и даже в посудомоечной машинке новый рисунок на тарелке или чашке не стирается.